БОЛАТБЕКОВА Л.А.
|
|
Исследование характеристик чтения по половозрастному признаку - важный аспект библиотековедческой науки. В этой связи вполне уместно в качестве объекта изучения представить женщину-читательницу в контексте ее образа жизни, детерминированного культурно-историческим развитием. В социально-демографической структуре современного этнического читателя половозрастной “срез” пока изучен недостаточно. Приобщение женщин-казашек к читательской деятельности произошло не так уж давно, что методологически удобно для формирования эмпирического материала. Другое дело, правильно ориентироваться в добывании исторических фактов и построении экспериментальной основы исследования. На наш взгляд, главным должно быть диалектическое направление, строящееся на культурно-историческом развитии этноса, в том числе и ментальных характеристик женщины-читательницы этнического региона. Как субъект читательской деятельности, она очень актуальна для подобного исследования, и потому есть все основания акцентировать внимание на следующих аспектах: анализ распространения ислама и роль Корана в системе мировоззренческих отношений к женщине; социально-демографические характеристики женщины-казашки в контексте этнологии; эволюция образа семьи в казахском обществе и роль женщины в нем; специфика развития женского образования на фоне женского труда и просветительских идей в Казахстане; характер приобщения женщины к чтению и к библиотечной культуре, использование традиционно сложившегося менталитета в библиотечном обслуживании женщин-казашек. Все эти и другие возможные аспекты женщины-читательницы и могут составить целостное представление об искомом. Передаваемая из поколения в поколение система отношений к социальной роли женщины в обществе наложила отпечаток не только на ее ментальность, но и на ее читательский потенциал, который явно пока уступает читателю-мужчине. Однако все это требует глубокого научного исследования. Как бы ни менялись от эпохи к эпохе оценки социальной роли женщины, она продолжает оставаться субъектом жизнедеятельности, в котором определенное место занимает книга и чтение. Прежде чем ответить на вопросы, связанные с характеристиками чтения женщин-казашек, необходимо иметь научную картину эволюции ее духовного облика, который веками сказывался только в устной вербальности общения. В этой эволюции должен иметь место явный “скачок” к “большому” чтению, а значит, и система методов приобщения к образованию. Все это нуждается в исследовании, которое, несомненно, внесет определенный вклад в этническую историю чтения, в общую культуру казахского народа. |